Эмблема УООР

УООР - Украинское Общество Охотников и Рыболовов.

Эмблема ВолОРХ

ВолОРХ - Володарское Охотничье-Рыбное Хозяйство.

  На сайте Володарского Охотничье-Рыбного Хозяйства:
          Трудовые будни, новости и объявления ВолОРХ.
          Информация и советы для охотников, рыболовов и туристов.
          Успехи наших охотников и рыбаков.
          Отдых и туризм в лесах и на водоемах нашего региона.
          Всё, что связано с охотой и рыбалкой, отдыхом и туризмом.

 
  Меню сайта:

УООР :
 Про УООР

ВолОРХ :
 Флаг ВолОРХ

 Охота и охрана фауны
 Охото-хозяйственные работы

 Положение об отдыхе и рыбалке

 Трудовые будни егерей

Охотникам :
 Какие звери и птицы у нас обитают
 На кого у нас охотятся

 Советы охотникам
 Рецепты приготовления дичи
 Случаи на охоте

Рыбакам :
 Какая рыба у нас водится
 Какую рыбу, когда и на что у нас ловят
     Белый Амур - 18 кг
     Толстолоб - 35 кг

 Советы рыбакам
 Рецепты приготовления рыбы
 Рыбацкие байки и реальные истории

 Календарь рыболова

Туристам и отдыхающим :
 Фёдоровское водохранилище и лес

 Катькин мост

 Советы туристам

Сайты со схожей тематикой:

Официальный сайт Украинского общества охотников и рыболовов (УООР) www.uoor.com.ua

www.ecosystema.ru
www.ecosystema.ru

Каталог рыболовных сайтов

Счетчики:

 

 

 

Главная > Туристам и отдыхающим: Катькин мост

Катькин мост.

ВОЛОДАРСКАЯ  РАЙОННАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ  ОБЩЕСТВА  ОХОТНИКОВ  И  РЫБОЛОВОВ

Герб Володарского района Донецкой области    Легенда про мост. 225 лет. с.Фёдоровка, 2009г.    Эмблема ВолОРХ

   Легенда про старинный мост на реке Каратыш, близ села Федоровка, по которому Екатерина 2-я ездила в Крым, Суворов вел греков в Мариуполь, проносилась конница Буденного и тачанки батьки Махно, шли немецкие танки... Который был взорван и сейчас восстанавливается членами УООР для сохранения истории.


Члены Володарской районной организации Общества Охотников и Рыболовов восстанавливают "Катькин мост".   Члены Володарской районной организации Общества Охотников и Рыболовов восстанавливают "Катькин мост".

Суворов вёл греков здесь в Мариуполь,
Царица ездила в Крым отдыхать,
А подлый фашист всё взрывом разрушил,
Но прошлое с будущим соединим мы опять!

Члены Володарской районной организации Общества Охотников и Рыболовов восстанавливают "Катькин мост".

 

"Катькин мост" на карте.

На территории Володарского ОРХ, в 5 км от с. Фёдоровка, в верховье р. Каратыш, находится разрушенный, так называемый, "Катькин мост".

Члены Володарской районной организации Общества Охотников и Рыболовов решили его восстановить и сделать одним из мест исторической и культурной памяти наших предков.

Расчистили основание моста от деревьев и кустарников, оборудовали подвесной пешеходный мост.

Постарались узнать все, что возможно об истории этого сооружения в архивах райцентра, историко-краеведческом музее г. Мариуполь, Российском государственном архиве древних актов (г. Москва).


Перед вами история, но не исторический роман.
Это взятые из различных источников
и нанизанные на стрелу времени
события далеко минувших дней.

Ещё с незапамятных времён через Приазовье пролегали пути миграции народов и торговые пути из Европы в Индию и Китай. Один из этих путей проходил через р. Каратыш, а потом расходился в двух направлениях: через Днепр в Европу и через Крым к Чёрному морю.

Направления переселений народов (скифы, сарматы, готы, гунны, монголо-татары). Торговые пути (Марко Поло, Афанасий Никитин, "Хождения за три моря", "Из варяг в греки").

 

Социальные катаклизмы и мировые поветрия не раз прерывали естественные процессы заселения Донецкого края.

"Дешт-и-Кипчак" (Половецкая степь) – так называли этот край ученые-арабы, следовавшие в XIII веке в обозе монгольских орд в походе в Южную и Западную Европу.

"Земля из костей и мертвых голов, разбросанных по траве, подобно навозу" – писал о нем в 1246 году итальянский монах Иоанн де Плано Каприни, следующий по указу Папы Римского в Среднюю Азию и на Восток.

"Дикое Поле" – именовали территорию современного Донбасса редкие путешественники.

Возле урочища Бес-Таш в 1223 году состоялась битва русских дружин князя Мстислава Романовича с татарами.

Татар было вдвое больше, они перешли в брод реку Кара-Таш (Черный Камень) и окружили русское войско. Три дня продолжалась сеча. Не выдержали татары и предложили русским дружинам сложить оружие, пообещав отпустить всех до единого. А затем вероломные кочевники, дождавшись, когда последний дружинник сложит оружие, начали беспощадно убивать русских.

И Петр I, и Екатерина II, а так же другие Самодержцы Российские принимали меры к заселению этих мест благонадежными переселенцами. Несмотря на это до 1750 года  вся юго-восточная окраина России была совершенно пуста и почти необитаема. Земли эти номинально входили в Запорожскую Сечь, долго служившую щитом Южной Украине.

14 февраля 1775 года на территории современного Донецкого края, в пустынных землях между Северским Донцом, Днепром и Доном, указом Екатерины II была возрождена созданная еще Петром I Алексеевичем в середине декабря 1708 года  южнорусская Азовская губерния – сестра-близнец губернии Новороссийской.

Согласно высочайшего рескрипта от 28 марта 1775 года  на имя графа Орлова А.Г., командир расквартированных в Крыму русских войск, знаменитый Александр Васильевич Суворов, через своего начальника Румянцева П.А. получил указание готовить переселение греков в Приазовье. А.В.Суворов представил расчет-обоснование сил и средств, необходимых для организации переселения, был указан маршрут движения. Под непосредственным руководством полковника Бобарыкина летом 1777 был построен деревянный мост в верховье Каратыша.

14 сентября 1778 года переселенцы – 3736 семей, что составляло   18391 человек, на 6000 воловьих подводах и 100.000 голов скота благополучно по  мосту перешли на левый берег Каратыша, где начинались земли Кальмиусской паланки, отведённые для поселения, и направились в сторону  будущего Мариуполя.

Неоднократно в нашей исторической литературе обращалось внимание на путешествие императрицы Екатерины II Алексеевны Великой (София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская), на юг России, совершенное ей накануне турецкой войны в 1787 году.

План путешествия в Крым императрицы и ее важнейших чиновников стал вызревать еще в 1780 году, когда Екатерина Великая с подачи Вольтера увлеклась так называемым "греческим проектом".

Екатерининская миля. Подготовка к путешествию началась в 1784 году.

Она велась по всем линиям, причем главными заботами являлись укрепление армии, строительство городов и опорных пунктов, развитие экономики вновь приобретенного края.

Первое, с чего начал Потемкин, была разработка маршрута, строительство или расширение и благоустройство дорог, обеспечение путешественников транспортом.

Вместе с гофмейстером А. А. Безбородко они продумали весь путь, вплоть до дней и часов в местах остановок, а также церемониала встреч, составили и утвердили указы императрицы о путешествии.

Потемкин отправил их на места в виде ордеров с подробным расписанием пути, мест остановок, обедах, ночлегах и станциях.

Весной 1784 года под руководством  инженер-полковника Н.И. Корсакова началось строительство моста через р. Каратыш.

Обветшавший деревянный мост разобрали. Подняли насыпь – речной песок трамбовали и обкладывали диким камнем. Верх насыпи вымостили брусчаткой. На берегах выложили каменные быки (опоры) высотой до пяти метров. В двадцати метровый пролёт уложили две чугунные двутавровые балки, изготовленные и доставленные с Тульского завода.

Вдоль насыпи с обеих сторон были установлены каменные столбики по форме четырёхугольной пирамиды.

Каменные столбики вдоль насыми Катькиного моста сохранились до сих пор.      На гранях столбика – два перекрещённых адмиралтейских якоря – символ Петровского флота и Азовской губернии.

На их гранях – два перекрещённых адмиралтейских якоря – символ Петровского флота и Азовской губернии.

Строили мост солдаты Мариупольского казачьего полка, казенные крестьяне (вольные, бывшие казаки) и каторжане (осужденные крестьяне, участники Пугачёвского бунта).

12 сентября 1784 года строительство моста было завершено.

Его освятили, губернатор Азовской губернии В.А. Чертков бросил в реку царский червонец на счастье и удачу путникам.

Существует поверье, что если загадать желание и бросить с моста в реку монету, то желание обязательно сбудется.

Второй группой вопросов был транспорт: лошади и повозки.
Было изготовлено свыше 200 экипажей, при этом часть из них имела съемный верх и могла использоваться как зимние сани и летняя карета.

Особенно шикарны были две шестиместные кареты для императрицы, оббитые изнутри войлоком, зеленым сукном и тисненой желтой кожей, они были раззолочены и имели герб империи с вензелем Екатерины II.

В субботу 2 января 1787 года из Санкт-Петербурга в грандиозное путешествие в новоприобретённый "полуденный Край" Российской империи отправилась невиданная по числу участников и роскоши экспедиция во главе с Екатериной Великой, назвавшей Крым "лучшей жемчужиной" своей короны.

Конечно, это был не тур в современном понимании, а отчасти инспекционная поездка по землям, отданным в управление Светлейшего Князя Г.А. Потёмкина, отчасти — политическая демонстрация, которая должна была явить величие империи перед её соседями.

Но все же главной побудительной причиной было желание императрицы увидеть новые земли, присоединенные к России в результате кровопролитных войн за четыре года до этого.

Всего в императорской свите было до 3000 человек. На каждой станции кортеж встречали от 500 до 600 свежих лошадей. Двигались неспешно, с 9 утра до семи вечера с трехчасовой остановкой на обед. На границе каждой губернии императрицу встречало губернское начальство, сопровождавшее её до следующей губернии.

Мощь и сила характера Екатерины 2-й впечатляют.В Крыму пробыли всего десять дней. Обратно на Перекопе были 29 мая, а до Москвы ещё месяц езды.

2 июня выехали из крепости Петровская (Бердянск)  в направлении Александровска (Запорожье).

Вечером 3 июня 1787года подъехали к р. Каратыш и на косогоре остановились на ночлег, чтобы на следующий день доехать до  Мариуполя.

Императрица решила пройти по мосту пешком, все придворные последовали её примеру.

Опираясь рукой на один из столбиков, она посмотрела вокруг и сказала: " Я возвратила то, что было оторвано!".

С тех пор тому, кто прикоснётся к этому столбику, сопутствует успех в коммерческих делах. Но вот только какой из этих столбиков счастливый?

В письме императрица писала: "…Местность великолепна, погода хорошая, воздух лугов наполнен благоуханием. Это путешествие прекраснейшая прогулка, я вовсе не устала. Поездки по 50-80 вёрст в день удобны для всех. Превышающие же эту меру не только утомляются, но от них происходит и то, что всё отстаёт".

В ордере на подготовку проезда царского кортежа Азовскому губернатору генерал-поручику Василию Александровичу Черткову от правителя Екатеринославского наместничества генерал-майора Синельникова  в частности говорилось:

"Иметь в заготовлении для обеденного стола и ночлега: рогатых скотин три, телят хорошо напоиных, трое, баранов 10, курей 15, гусей 15, муки крупчатой 2 пуда, сыр голландский,  масло коровье пуд, яиц 500,  сливок 2 ведра, окороков 6, чаю фунт, кофе полпуда, сельдей бочонок, сахару 2 пуда, самовары, чайники большие, вина белого и красного, французских по 3 ведра, водки французской сладкой и крепкой водки по пять штофов, английского пива по 4 дюжины, лимонов 50, посуду столовую и поваренную, поваров и служителей в хорошей одежде.

Желательно чтобы съестные припасы, а если можно и всё остальное не были накуплены, да и покупать зазорно, а дарены были из домов дворянских безденежно. Кто из господ дворян ослушным или нерадивым окажется, таковой подвергает честь, жизнь и имение своё опасности".

Путешествие Екатерины создало целую традицию императорских вояжей на юг, и все наследники Великой императрицы за исключением императора Павла I считали своим долгом совершить путешествие в причерноморские земли.

Так поступил Александр I, посетивший полуостров в 1818 и 1825 гг., и Николай I, вояжировавший по Крыму в 1837 г. и в последующие годы.

К 1794 году в Мариупольский уезд греки переселялись слабо, а пустующих земель было много.

Тогда правительство стало с 1803г. распределять здесь помещичьи участки.

Один из таких участков в 7000 десятин на правом берегу Каратыша, при впадении в него р. Бодня, был  продан помещику Петренко Ивану Корнеевичу (здание бывшей Фёдоровской школы).

Пустующие земли заселялись в 1821 - 1824гг. казенными крестьянами, баденскими и прусскими колонистами, выходцами из других мест Екатеринославской и Гродненской губерний.

Мирные немецкие колонисты – меннониты – получили на льготных условиях 10 тыс. дес. из пустующих греческих земель. Они основали сёла "Шонталь" (прекрасная долина) - Новоромановка, "Бодни" - Республика, "Фидерталь" (разделённая долина) - Фёдоровка, и др.

В 1829 г. юго-запад уезда выделен под земли Отдельного запорожского войска (переименованного в 1831г. в Азовское казачье войско).

Задунайские казаки образовали хутор Гладкий (с 1855г. станица Никольская, с 1924г. - Володарское), станицы Покровскую, Стародубовскую, Новоспасскую и Петровскую.

В бурные двадцатые годы ощутил мост на себе и колёса тачанок батьки Махно, в его походе Азовским побережьем на Дон, и копыта красной конницы Буденного, направляющейся на Перекоп.

Этой дорогой возили зерно на станцию Розовка, а обратно - стройматериалы.

В 1942 году по этому мосту шли немецкие танки на Мариуполь и Ростов.

12 сентября 1943 года (какое совпадение!) при отступлении немцы пытались взорвать мост, чтобы сдержать наступление советских войск.

Но взрывом только сбросило одну  балку  в реку, а каменные опоры остались целыми.

С тех пор у моста появилось и другое название "Разбитый мост".

После этого дорога была заброшена.
Жители окрестных сёл стали разбирать брусчатку для постройки своих домов.

Но с основания моста не смогли взять не единого камня. Настолько прочна была кладка на известковом растворе с добавлением куриных яиц.

Одну из балок моста в период железной лихорадки ловкие дельцы сдали в металлолом, а вторая увязла в трясине.

Часть дороги поросла лесом, а часть была распахана и слилась с полем.

Существует поверье, что в ночь на 4 июня в этих местах появляется дух императрицы, слышны голоса людей, музыка, ржание лошадей.

ЛИТЕРАТУРА:
[1] Диакон Л. История. М., Наука, 1988
[2] «Русский Архивъ», 1872
[3] Брикнеръ А.Г. Путешествие императрицы Екатерины ІІ в Крым.
[4] «Сб. Ист. Общ.», ХII – XVIII.
[5] Вергилий П.М. Энеида. М., "Художественная литература", 1971

Записал: Ильенко В.И.

Разрешается копирование этой легенды или ее части, но с обязательной ссылкой на сайт-источник: www.volorh.narod.ru (для интернет-изданий - с активной гиперссылкой).

                                                                                                                                     

   
 
Сайт Володарского Охотничье-Рыбного Хозяйства
www.volorh.narod.ru
 
Hosted by uCoz